Спортивное Ориентирование РБ

Спортивное ориентирование

Объявление

Уважаемые участники форума, вы можете разместить объявление или приглашение на соревнования на главной странице форума. Подробнее >>

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Спортивное ориентирование » Ориентирование » "загадка" №5


"загадка" №5

Сообщений 31 страница 60 из 76

31

для зимы считаю,что нужно оставить знаки лыжней.
для меня если показывать тропинки под знаком лыжни, то они не мешают ориентированию и чтению карты. :flirt:

0

32

22 Вчера 14:26:39 если тропинки прокатаны, то естесственно...с одной строны это будет информацией для спортсмена что там более открыто пространство для передвижения чем просто на прорубленном и очищенном лесу для лыжни, а с другой,это может быть просто перегрузкой информацией, лишней...вывод: все зависит от подготовленности трассы, если прорубки очищеннны плохо, то примущество имеет тропинка.

указывать их не нужно думаю! что там выиграешь? 2-4 сек. а при ошибке теряешь все равно больше...выиграет то все равно сильнее подготовленный во всех планах.

0

33

BSB написал(а):

Я бы пока не стал заходитьтак далеко и называть карту -схему для ориентирования на лыжаж с тропинками вместо знаков обозначения лыжней картой без недостатков!

Где недостатки?

0

34

более привычно смотриться,а ожидания то не оправдывает, так как ждешь тропинку а не лыжню.

0

35

Вопрос интересный и требующий некой глубины понимания, мое мнение.Этой зимой я  провел маркированную трассу  по зимней карте в Оренбурге.Местность была выбрана не новая, довольно часто используемая в городских соревнованиях...и многие участники на ней тренируются, этот вид не вызвал у некоторых довольно сильных спортсменов никаких затруднений в выборе местонахождения КП , зато во второй день на этой же местности,на маркированной трассе,по летнему варианту карты, все прошло менее удачно для этих же спортсменов.Это наталкивает меня на мысль, что все-таки зимний вариант карты должен быть зимой, а летом-летний.Да, конечно, с нанесенными лыжными ходами легче ориентироваться на местности, но ведь ,по-моему, современная тенденция в ориентировании стремиться к все более скоростному, быстропротекающему ориентированию, пусть даже в угоду сложности.Возможно, это чем-то обосновано, а чем-то нет.Но все-таки я стремлюсь сам готовить трассы и со скоростными участками и с участками с "глубоким" пониманием местности.

0

36

Привожу 3 фрагмента одной карты-схемы "Белая глина" (г. Белорецк), подготовленой участниками республиканских курсов составителей спортивных карт, инспекторов и начальников дистанций в 2003 году. Варианты построения сети лыжных ходов и постановки контрольных пунктов соответствуют таковым на зимних республиканских соревнованиях учащихся по спортивному ориентированию в январе 2004 года.

Фрагмент 1 (Вариант - 1.) - традиционный вариант карты-схемы для ориентирования на лыжах. Соответствует требованиям и рекомендациям ISOM 2000. Общее количество условных элементов  - 310108.

Фрагмент 2 (Вариан - 2) - новое предложение А.Х. Н.Р. по созданию карт-схем для ориентирования на лыжах. Не оговорено в рекомендациях ISOM 2000. Общее количество условных элементов  - 310044.

Фрагмент 1 (Вариант - 3.) - один из традиционных вариантов карты-схемы для ориентирования на лыжах. Не противоречит требованиям и рекомендациям ISOM 2000. Часто используется на практике. Например Чемпионат Мира 2000 г. Россия, г. Красноярск. Общее количество условных элементов  - 310044.

Фрагменты подготовлены в соответствии с предложениями, прозвучавшими ранее.

0

37

Продолжение.

Визуальн, самым "Лёгким" является "Вариант - 1." Ничто не отвлекает спортсмена от процесса ориентирования. На карте-схеме присутствует разумный минимум информации для него. Градации лыжных ходов, КП, этап, номера и элементы ландшафта. С карты-схемы намерено "сняты" знаки дорожной сети, как те по которым проложены лыжные следы, так и прочие.

Самым визуально "тяжёлым" является "Вариант - 2.). Знак 711 (пурпурный крест) вынужден применяться часто и в большом количестве. Расположение знака 711 нагружает карту-схему излишней информацией, затрудняя спортсмену чтение карты. К тому же знак 711 является точечным сомволом и его применение для "закрытия" непрокатаной для лыжного следа тропы, ропинки или просеки ограничено. Показывая прокатаную область линейным ориентиром, которым являются знаки лыжных ходов мы даём спортсмену точную, лаконичную и исчерпывающую информацию о протяжённости лвжного следа. А "закрывая" знак дорожной сети пурпурным крестом такой точной информации мы его лишаем. Обратите внимание на фрагмент - насколько сильно загружена карта-схема, но при этом точность подачи материала не достигается. Я уже не говорю о том, что крест закрывает часто и фрагмент нужной части дорожной сети, т.е. спортсмен должен слишко внимательно "всматриваться" в карту-схему.
Ещё раз повторю - ориентирование на лыжах, особенно заданное направление самый быстрый и динамичный из видов ориентирования. Динамике должно соответствовать и карта-схема, чтобы не мешать, а помогать спортсмену и подготовка самого лыжного следа.

Вапман - 3 является, на мой взгляд, неким компромисом относительно Вапиантов - 1 и - 2. Плюсы следующие:
- спортсмен получает в случае с "Вариантом - 1." дополнительную, и на мой взгляд важную информацию о том проложен-ли лыжный след по элементу дорожной сети или он проложен по лесу. В любом случае след под лыжню прочищен. Спортсмен получает также визуальную информацию о том какие ещё, помимо лыжных ходов, элементы дорожной сети присутствуют в районе. Что можно использовать, как дополнительный путь движения или опорный ориентир.
- спортсмен получает доплнительную информацию и о том, по какому именно элементу дорожной сети проложен лыжный след. Одно дело если это тропинка (507), а другое тропа )506). Что это даёт. Это даёт информацию о ширине дорожной основы, её прямолинейности. Например, при малом количестве снега, спортсмен получает возможность на лыжном следе, проложенном по тропе (506) и подготовленом как "быстрая лыжня" предвигаться быстрее, как по "скоростной лыжне" - ширина полотна тропы позволяет. А на тропинке (506) такой фокус не пройдёт. Вот вам и преимущество.

0

38

Сергей Борисовимч, а где недостатки?
Ориентировщик, даже низкого уровня разберет.

Руслан все понял

сказал легко

про В №2

0

39

Продолжение.

В дополнение к вышеизложенному. Недостатки "Варианта - 3.":
- знаки дорожной сети, расположенные под знаками лыжных ходов ухудшают восприятие и точное определение градации лыжного следа. Но решить эту проблему можно.

Теперь вернусь непосредственно к знакам дорожной сети. Что такое дорожная сеть - это искуственно созданая и на протяжении многих лет используемая для различных сфер человеческой деятельности сеть дорог, троп, тропинок и просек. Элементов в таблице символов ISOM 2000 для отображения на спортивных картах-схемах - 6. Каждый из этих шести элементов отличается от другого по ряду параметров. Сегодня по этому поводу говорить не будем.
Прокладка дорожной сети происходит постепенно. Иногда класс дорог со временем улучшается, иногда наоборот. Но одно остаётся неизменным - стремление к "прямолинейности". Углы сглаживаются. Полотно утрамбовано и выровнено.

А вот ситуация с прочищенными для будущего лыжного следа прогалами противоположна. При прорубке и прочистке стремяться к минимизации расходов, как материальных, так и физических. Многие естественные препятствия обходятся - неровности полотна в расчёт не принимаются. Прогал под лыжный след "петляет", но в масштабе карты-семы отобразить это не всегда удаётся. А раз лыжный след п прогалу не прямой, как показано на карте-схеме, то спортсмен заранее получает ложную информацию и затрачивает на передвижение больше времени и сил, чем сам того ожидал.
Т.е. при прочих равных лыжный след, проложенный по элементу дорожной сети будет предпочтителен для спортсмена, чем лыжный след, проложенный и прочищенный простов лесу.

0

40

Продолжение.

В приведённых Азатом Хамзовичем фрагментах рассматривается очень пограничный и редкий для ориентирования на лыжах случай. в г. Октябрьский очень густая сеть именно прочищенных лыжных ходов и мало естественных элементов дорожной сети. Где-то ещё  России такого места назвать не могу. Поэтому вполне возможно, что простой перевод знаков лыжней в знаки дорожной сети не сказывается на информативности. Но не заблуждайтесь. Лыжный след - это качественная характеристика. На фрагментах "Белой глины" есть элементы дорожной сети, пригодные по своим характеристикам для прокладки "скоростных" лыжных ходов, а в реальности по ним проложены "быстрые". в ситуации с предложение Азата Хамзовича и Надежды Римовны надо было показать на карте-схеме определённый символ, напримео 507, а в реальности на местности это 505. Получается вмзуальный обман. И, что самое, на мой взгляд неприятное, то, что при выборе пути спортсмен этого не знает. Пример. Два спортсмена из одной точки выбрали варианты движения в другую точку исходя из карты-схемы. У одного путь лежит по лыжням, проложенным по элементам дорожной сети 505, но в карте-семе, в соответствии с градацией "быстрой" лыжни,  показанные элементом 507. А второй по лыжням, проложенным по элементу 507 и показанному в карте-схеме как 507. Кто из них получает, того не зная преимущество. Особенно, когда мало снега и края узкого лыжного следа можно "разбить" и двигаться гораздо быстрее.

И ещё один аспект. Всё это мы говорим и обсуждаем сидя за столом при ровном пульсе. Как поведёт себя спортсмен в реальной "боевой" обстановке? Какая карта-схема для него предпочтительнее?. Очень бы хотел услышать на этот счёт мнение профессионалов - Егора и Михаила Сорокиных.

А, что касается Руслана. Талантливый парень, что скажешь.

+1

41

Пример крайне не удачный ИМХО. крестиком зачеркнутые знаки 509 которые даже летом, понимающими игнорируются.

Вообще система знаков существующая сейчас меня не устраивала с первых дней занятия ориентированием.

Ее надо менять в корне, окончательно и навсегда :flag:

Начинал объяснять свою модель еще  здесь http://orient.ixbb.ru/viewtopic.php?pid=67#p67

Постараюсь объяснить, когда оформлю письменно, когда закончится "напряженное" лето (не для меня)

0

42

читающим "Условные знаки спортивных карт" http://orienteering.nn.ru/img/uslovnie_znaki.jpg  и их НОМЕР

0

43

BSB написал(а):

Талантливый парень, что скажешь.

Был бы толк (и не в спорте)

прочитал еще раз внимательно
во многом мнение поменял

но

o-sterlitamak написал(а):

Вообще система знаков существующая сейчас меня не устраивала с первых дней занятия ориентированием.
Ее надо менять в корне, окончательно и навсегда :flag:

0

44

Конечно  Сергей  где-то я с тобой соглашусь. Относительно того момента что знаками тропинок не возможно показать градацию лыжней, что  приводит к ложной информации.
Но данная  зимняя карта - схема меня также не совсем устраивает. Не знаю как правильно решить этот вопрос?  Может как предлагает Азат изменить или добавить условные знаки?
Есть к тебе встречное предложение может на каких - нибудь зимних соревнованиях попробуем наш вариант карты?

0

45

:idea: У меня есть встречное предложение.
Почему бы не ввести градацию лыжней точно такую же как и троп.
И прокатанные дорожки обозначать ими, а не тронутые прогалы и тропинки оставлять как на летней карте.

Идея с зачёркиванием не прокатанных дорог не очень :no: , "забивает" всю карту %-) .

0

46

взять 3-ий вариант за основу, и не прокатанные лыжни указать красным пунктиром.

0

47

Классный велосипед изобретаем!!! :crazyfun:

0

48

Может всё-таки не изобретаем, а модернизируем?

Радует популярность темы. Казалось бы из ничего.

Егор Сорокин, вчера, в беседе высказался о "Варианте - 1.", как о более предпочтительном.

0

49

BSB написал(а):

Может всё-таки не изобретаем, а модернизируем?

Сергей какие будут твои предложения по модернизации? Хотелось бы услышать доводы Егора почему первый вариант?

0

50

Лучше будет, конечно если Егор Валерьевич сам расскажет, но кое что из разговора с ним я запомнид.

1. Спортсмена не должна отвлекаь "лишняя" информация.
2. Информация о состоянии лыжных ходов (градация) для спортсмена первична и достаточна.
3. Планшет с картой "жёстко" фиксируется, и расстояние от глаз до карты-схемы в ходе прохождения дистанции меняется редко. Поэтому "пристально разглядывать" карту возможности нет. Это в беговом ориентирования карта в руках и при желании её легко можно поднести к глазам.
4. Есои и применять знаки дорожной сети под знаками лыжных ходов, то только в том случае, когда снега очень мало или трассы ледяные.

0

51

Что касается модернизации. То мне, лично не нравится знак обозначения лыжного хода № 803. Его применение в карте-схеме ограничено его же характеристикой с точки зрения программы OCAD и масштаба.Часто бывают очень короткие отрезки или участки с густой сеткой лыжных ходов, где в карте-схеме этот знак выглядит не как прерывистая линия, а как непрерывная, что на мой взгляд дезоорментирует спортсмена. Соответственно вместо него я бы хотел применять знак № 801.1, но соблюдая его характеристики по ширине полотна.

0

52

Возможно, да пристально карту разглядывать не возможно, поэтому и хотелось поменять "придумать" условные знаки. А что информация для спортсмена первична, то скорее всего потому,что изночально они занимались на таких картах, поэтому это им более привычно.

0

53

Соглашусь Надежда Римовна с Вами в том, что сила привычки - это сила. Особено, когда не задумываешся о том, что может быть и по другому. Всё это пока сам не попробуешь.

Например я, лет 6 назад услышало "Лабиринте". Пожал плечами. и делал вид, что не совсем понимаю, что в нём особенного. Так продолжалось до 2007 года, когда сам лично принял участие в организации соревнований и поучаствовал как спортсмен. Только после того, как самостоятельно пробежал дистанцию в "лабиринте" я понял, что это самый лучший вид ориентирования. Как с точки зрелищности, так и сложности ориентирования.

Вывод - всё познаётся в сравнении.

0

54

К вопросу о модернизации.

Чуть-чуть упорядочил мысли. Что есть на картах-схемах знаки дорожной сети, а что знаки лыжных ходов. Мои измышления.

1. Знаки дорожной сети: 505 - грунтовая дорога, 506 - тропа, 507 - тропинка, 508 - исчезающая тропинка. Главная характеристика - способность повысить скорость бага. Где-то в большей степени, где-то в меньшей. Особняком стоит знак 509 - узкая просека. не имея чёткого следа на поверхности, ориентир отображённый этим символом, также положительно влияет на скорость передвижения. У перечисленных знаков не акцентируется внимание на ширину полотна. В "беговом" ориентировании это не главное. Но использование этих знаков ограничено по климатическим условиям и времени года.
Имеющиеся дополнительно знаки - 501 - автострада, 502 - шоссе, 503 - узкое шоссе и 504 - улучшенная дорога, напротив являются скорее "площадными ориентирами.. Их использование возможно в любое время года и скорость передвижения на них практически не зависит от климатических условий.

Дополнительная характеристика знаков 507 и 508. Пересекая ориентир, отображённый в карте-схеме знаком 507 го можно не заметить. Передвигаясь по ориентиру, отображённому в карте-схеме знаком 508 его можно "потерять".

2. Зннаки лыжных ходов: 801 - скоростная лыжня, ширина свыше 3 м, 801.1  - быстрая лыжня, ширина 1,5 - 3 м, 803 - медленая лыжня,ширина 0,8 - 1, 5 м, 804 - узкая, мягкая, опасная лыжня, ширина 0,8-1,0 м. Как видим в случае с лыжными ходами на первый план выходит ширина полотна, а следовательно стиль передвижения лыжника-ориентировщика, а соответственно и его скорость. Из характеристик нельзя узнать о способе изготовления лыжного хода, кроме, пожалуй знака 801. Т.е. словестные обозначения - "Скоростная", "Быстрая", "Медленая" не всегда зависят от ширины, но и от погоды. Так, например, в гололёд нет разницы 1,5 м или 3 м "несёт" одинаково быстро.

0

55

Продолжение.

IOF, в случае с ориентированием на лыжах, в соих рекомендациях довольно часто меняло характеристики ширины полотна лыжных ходов, постоянно комбинируя. Так например в своё время медленая лыжня была и 2,5 м шириной.

Описания знаков дорожной сети и лыжных ходов (на мой взгляд) привёл для того, чтобы показать, что их задачи в спортивном ориентировании различны. И надо ещё подумать какой знак на какой можно поменять.

Как уже писал выше, лично меня не устраивает вид и характеристики знака 803 - медленая лыжня. На любых соревнованиях этим знаком отображается до 70 % лыжных ходов. И его, я бы исключил из системы, за неудобство исползования. Поделив его характеристики между знаками 804 и 801.1. В моём варианте характеристика знака 804 выглядела бы следующим образом - "Медленая, узкая, извилистая, иногда опасная (на склонах) лыжня, шириной 0.8 - 1,5 м". А характеристика знака 801.1 - "Быстрая лыжня, шириной до 2,5 м". Характеристика знака 801 остаётся неизменной.

Но я не оставляю и такой вариант, как по аналогии с условными знаками для спринта, возможна замена знаков дорог и троп на шоссе. И это говорит в пользу ваианта и предложения Азата Хамзовича. В таком случае для показа сети лыжных ходов мы используем знак 502 - шоссе - по характеристикам очень соответствует знаку 801. Знак 503 - узкое шоссе, соответствует знаку 801.1. Знак - 504 - улучшеная дорога, соответствует знаку 803. И наконец знак 505 - грунтовая дорога, соответствует знаку 804. И там и там говориться о ширине полотна. В том случае, если на карте-схеме уже естественным путём присутствуют знаки 502, 503, 504 и 505 - то в этом случае если они соответствуют характеристикам лыжных ходов, то остаются как есть. А если не соответствуют-то либо меняются, либо применяется символ 806 или 711.

0

56

Продолжение.

Визуально это может выглядеть так.

0

57

изображать летний вариант для зимы не стоит, изображение не будет соответствовать ожиданиям спортсмена,в плане смены грунта, летом это заметно а зимой то все в снегу...проще оставить зимний вариант №1 ,предложенный ранее,отметив широкие лыжни,как наверно более удобные для передвижения.

0

58

на мой взгляд первый вариант самый правильный, не смотря на его небольшие недостатки.изображая пурпурные крестики только отвлекаешь спортсмена, лишний раз на большой скорости задумываешься о ненужном.должно быть минимум информации, ведь лыжное ориентирование, как уже говорилось, самый динамичный и быстрый вид .

+1

59

Александр!
Позвони на телефон 8-9033116577 - Болотов

0

60

1. Почему в варианте 4 нет просек, но есть в варианте 2, и соответственно красные кресты (по поему они искусственно увеличены в размере и не соответствуют ИЗОМ)
2. Почему Вы решили, что лыжное ориентирование самое скоростное.
3. Почему Вы до сих пор думаете что только зеленым нужно обозначать лыжни (зеленый – это всего лишь проходимость)

0


Вы здесь » Спортивное ориентирование » Ориентирование » "загадка" №5


создать форум