Спортивное ориентирование

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Спортивное ориентирование » Ориентирование » "загадка" №5


"загадка" №5

Сообщений 1 страница 30 из 76

1

В теплые деньки все чаще вспоминаешь зиму.

«Загадка» №5 - Фрагмент карты соревнований по лыжному ориентированию. Карта с сайта http://folk.ntnu.no/oysteios

Три вопроса:
1. Какую смысловую нагрузку здесь несет, граница преодолимости водоема?
2. Нужно ли вообще на зимних картах показывать открытые водоемы и границы их преодолимости, если зимой они ни чем не отличаются от открытых пространств, тем более что, издалека они даже летом смотрятся полянами?
3. Если, оставить как есть, то почему?

увеличить

0

2

структура снега другая на водоеме. водоем это скорее отрицательная форма рельефа, поляны могут быть везде.

0

3

1. не имеет значение,т к оно замерзло
2.водоемы показывать нужно,но показывать границу не обязательно
3.а какая разница? и так и так будет нормально

0

4

зимой карта должна быть откорректирована для зимы
даже для маркировки плохо использовать летнюю карту
1 зимой не обязательна
2 нужно хотя бы для того чтоб знать - подо мной вода
3 мне достаточно сетки лыжней и рельеф

0

5

Вообще если я не ошибаюсь, если граница водоема изображена непрерывной черной линией, то водоем считается непроходимым. Будь я начальником дистанции я бы наверное не рискнула прокладывать через такое озеро лыжню, п.э.
1. этот водоем не проходим (даже зимой) сюда соваться не следует
2. полностью согдасна с ааууу
а третий вопрос не поняла, что оставить как есть?

0

6

Если рассматривать передвижение по открытому пространству, даже если это открытый водоем, то это выглядет более выгодным, относительно болота,т.к. все таки трава может быть местами не скрыта от снега.Поэтому я считаю, что нужно отмечать границу.Тем более, я все таки думаю, что она хорошо различима даже зимой, поэтому дополнительная привязка, ничем не заграмождающая карту, не помешает ориентировщику( двигающемуся на очень высокой скорости) дополнительно провериться в карте.

0

7

Пишу по второму разу. Просидел почти час, написал много, но куда-то всё пропало. Поэтому в этот раз кратко, без экскурсов историю.
1. Показывать на картах-схемах знаки 301 и 301.1 необходимо.
Структура снега на водоёмах всегда более выгодна с точки скорости передвижения спортсмена, чем пространства, показанные знаком 401. Водоёмы всегда больше, чем посто поля (по крайней мере, то что я видел), а ветер делает наних со снегом, то же самое, что специализированные машины и банальная борона делают со снегом на лыжне. Перемалывает его, изменяя структуру. А изменение структуры - это и более плотная корка, и более быстрое смерзание частиц и самое главное, снег как бы выглаживается, а формы его составляющих - снежинок становятся менее агрессивными, а значит снижается трение на полиэтилен.

Насколько мне известно, лёд на водоёмах начинает стаивать от краёв к центру. Соответственно информативность, которую несёт собой знак 301.1 чрезвычайно необходима спортсмену. Не забывайте. 301.1 - это в первую очредь знак опасности.
Соревнования проходят зимой и в оттепели и в мороз, поэтому небезразлично знать, что под ногами.
Проведённая ситуация характеризует заграничный подход к организации соревнований по ориентированию на лыжах. У нас в стране нет частной собственности на землю, а за рубежом есть. Не продаются болотоа и открытые водоёмы. Плюс нельзя рубить в лесу.

Всё это накладывает отпечаток на планировку лыжней и трасс.
Много лыжней на болотах и водоёмах. В Финляндии и Скандинавии очень мало почвы в нашем пониманн, но много каменистого грунта и большое количество разновеликих валунов и скаллных обрывов. Последствия ледника. Помните был такой занимательный фтльм "И на камнях растут деревья". Для прокладки лыжней возможны узеие протяжённые болота между грядами и озёра.
В 2003 г. при подготовке трасс к Первенству Мира в Ленинградской области я в первые услышал о необходимости смены знаков ISOM 200 - 30ё и 30ёюё на 401 и 416. Вопрос поднял известный специалист по подготовке трасс для ориентирования на лыжах Александр Ковязин (Череповец). Подискутировав решили оставить всё как есть. Тем более, что Международный контролёр от IOF Юрай Немец Словакия) был категорически против. Сегодня не могу вспомнить доводов, какие он привёл, но одно могу сказать точно в такой консервативной организации как IOF другого и быть не могло.

Ориентирование на лыжах самый скоростной и самый динамичный из видов ориентирования. Требования к картам-схемам должны серьёзно отчитаться от требованиям к картам-схемам для других видов. в первую очередь из за большей скорости передвижения, а значит более напряжённой работе по визуализации. Те требования, что фигурируют в ISOM 200 слишком однобоки. Хотя и лично с моей стороны есть много недоработок в этом вопросе. Конечно необходимо целенаправленно готовить "Специальные" карты-схемы для ориентирования на лыжах. Но это очень тпрудоёмко и затратно по времени, которого при подготовке соревнований всегда не хватает. Поэтому чаще всего с карты "снимаем зелёнку" и всё.
Возможно в подобных обсуждениях и родится истина. Ведь основные потребители продукта по названием соревнование - спортсмены, а специалистам СТО крайне необходимо их мнение.

Азат Хамзович! Как физик поправь, если чено напутал со структурой снега.

0

8

BSB написал(а):

Азат Хамзович! Как физик поправь, если чено напутал со структурой снега.

Плотность снежного покрова повышается в направлении снизу вверх — от рыхлого глубинного инея к уплотненной снежной доске, прикрытой сверху коркой наста. При этом важно, чтобы общая толщина снежного покрова была не слишком большой; в противном случае станет существенным давление верхних слоев на нижние, способствующие уплотнению нижних слоев. Изображенная здесь картина характерна для заснеженных равнин. В других условиях будет наблюдаться иная картина.
     Например, исследователи Антарктиды столкнулись с неожиданной и довольно неприятной особенностью антарктического снежного покрова — его верхние слои оказались очень рыхлыми, что сильно затрудняло движение лыжников, взлет и посадку самолетов. В данном случае снежный покров формируется не на грунте, а на льду. Поэтому температура снежного покрова в направлении сверху вниз не увеличивается (как это было в рассматривавшейся ранее ситуации), а, напротив, уменьшается . В результате давление водяных паров в верхних слоях покрова оказывается больше, чем в нижних, и теперь водяные пары устремляются сверху вниз.

увеличить

0

9

Это в теории.
На практике все может быть наоборот. Свое дело делает ветер, солнце и даже фаза луны.
Главное, что на льду и на грунте разная структура снега.

0

10

Совершенно забыл про влияние солнца. Действительно водоём - идеально ровное место в отличие скажем от поля, где могут быть формы рельефа, а соответственно места, где снег по разному смерзается.
Придёт зима, обратите внимание на то как углубляется снег под лыжей на водоёме и как на поле. Во втором случае всегда снег глубже.
Спортсмен, передвигаясь по трассе, часто срезает, выходя за пределы лыжни. В таком случае на водоёме он имеет преимущество. В таком случае он и должен знать где водоём, а где поле. Т.е. мы даём спортсмену всю полноту необходимой информации, а он сам выстраивает тактику. Можно сказать короче - "Предупреждён, значит вооружён".

+1

11

супер! ухожу в зимнее ориентирование! применять теорию на практике!!!побеждать по болотам!!)))))

0

12

Лето только началось, а ориентирование на лыжах стучиться в двери. Вот и Рафис решил переквалифицироваться.

Глядя на фрагмент карты-схемы обратите внимание на сеть лыжных ходов.
Структура сети в первую очередь выдаёт Финский и Скандинавский подход к подготовке трасс. В России, Центральной и Восточной Европе так не делают.
В Европе - горы, особенно не раскатаешся.  Очень редкая сеть лыжных ходов на кв. км площади. В основном всё привязывается к существующим горнолыжным и лыжным центрам. Государственного финансирования нет. Т.е. Организатору 1 км лыжни стоит в десятки раз дороже, чем например у нас. В Северной Европе, как уже писалось, решают проблемы с последствиями движения ледников. И опять же с ограниченным бюджетом. Прибавте к этому нестабильную погоду, влияние Атлантики. Получается "Их подход" к подготовке трасс.

У нас "Широкая и щедрая душа". Отсюда и подход другой. Топлива в снег мы "закопаем столько сколько нужно". Лыжней "накатаем" так, чтобы глаза разбегались. Только правильно - ли это?
Думаю, что не совсем.

Существующие на сегодняшний день способы построения пыжных ходов, а вернее дажетипы лыжных сеток, можно разделить на две.
1.  Изотропная.
2. Анизотропная.

0

13

существует и третья - смешанная.
Для пояснения Анизотропия: материал из википедии :D

+1

14

Продолжение.

Первый подход свойственен Россиянам. Вспомните конфигурации сети лыжных ходов, например в г. Октябрьский или в пойме "Биатлон" в г. Уфа. Некоторые называют такие конфигурации "Рыбьей чешуёй", некторые "Сотами".

Второй подход свойственен остальной Европе. И мне, лично, он более симпатичен. В первую очередь из-за своей аллогичности и дешевизне изготовления.

Кто-то может возразить, что на "Наших" трассах "Настоящее ориентирование", а на их трассах нет. Позволю не согласиться. Ориентирование есть всегда. Только на разных скоростях оно разное. Можно "маркировочку" идти пешочком и разгадывать хитроумные кросворды, а можно передвигаться "на пульсе за 200"!

Привелу пример.
Лето 1999 года, Чемпионат России среди студентов, г. Владимир. Эстафета. Центр соревнований на школьном стадионе. Возможности планировки ограничены тем, что стадион в углу карты-схемы. Сделать "Смотровой КП, с последующей частью дистанции невозможно. Александр Харин (Г. Иваново) спланировал дистанции так, что три последних КП находились на стадионе. На двух из них он сделал рассеивание. Эстафета самая психологически напряжённая, энергозатратная и скоростная дисциплина.Плюс самая ответственная часть дистанции у всех на виду. Третий этап. 5 человек в десяти секундах. очень высокая скорость, отметка на общем "Показательном", а дальше. рассеивание. Казалось бы себе, что такого КП на стадионе. А оказывается... Всё это я к тому, что не бывает лёгких дистанций, бывает низкая скорость их преодоления. Правило простое: "Чем быстрее ты движешься, тем быстрее предметы приближаются к тебе". То же самое касается и конфигурации лыжных ходов.

0

15

Продолжение.

Анализируя соревнования, пути движения спортсменов, пришёл к выводу, что мы слишком увлеклись всё больше сгущая сеть лыжных ходов.

Главная задача в ориентировании - отметиться на КП. Следующая выбрать путь движения на КП. Исходя из этих двух задач и надо строить работу по подготовке трасс. К чему густая , изотропная сеть лыжней если она густа настолько, что перестаёт работать. Спортсмен просто не успевает отслеживать себя в карте, пролетая перекрёстки и развилки. Как метко заметил Виктор Корчагин (г. Лыткарино) - многократный Чемпион Мира - "Нет смысла выбирать вариан, двигайся в направлении КП, всё равно удлинение пути небольшое, считай в уме перекрёстки и всё. В таком случае неважной становится и градация лыжного следа". С таким высказыванием вряд-ли поспоришь.

Анизотропная сеть лыжных ходов не позволит применять приёмы пустого бега с подсчётом повоотов и перекрёстков. Для этого она не настолько частая. Структура анизотропной сети такова, что как бы "разбрасывает" спортсмена, держа его в постоянном напряжении. "Свернул не туда, исправиться гораздо сложнее, чем в случае с изотропной сетью. Раз сеть более редкая соответственно и выше скорость передвижения, а раз выше скорость, значит и ориентироваться сложнее. А что нам ещё нужно. Заставить спортсмена показать всё на что он способен. Протестировать его "по полной программе".
Как учил меня мудрый Александр Бушинский (г. Москва) - Судья Всесоюзной категории - "Ты, как, начальник дистанции должен подхватить спортсмена на старте и "душить, душить, душить его" , нагружая задачами, до самого финиша. Тогда каждый старт и для него и для тебя будет ступенью роста"!

Посмотрите на фрагмент карты-схемы. во многих месиах из одной точки отходит несколько лыжней. Они пересекаются и сливаются друг с другом под острыми углами, что сильно затрудняет спортсмену оценку и выбор пути.

Наверное можно сказать, что может быть и комбинация двух типов. Не спорю.
Лично мне очень нравиться Анизотропная сеть лыжных ходов.

0

16

Продолжение.

Кстати ко всему вышеизложенному можно найти и "летнее" применение. Пример.

Я очень восхищён соревнованиями В г. Салавате. Их организацией, красочностью и чёткостью. Всё это заслуга М.А. Семёнова.
Но больше всего мне нравиться его подходы к планированию трасс. Особенно мне понравился спринт. в нём как раз и реализована идея анизотропии. Резкая смена направления движения, смена ландшафта, динамичность этапов. Если бы лет десять назад кто-либо ставил подобные трассы в России, себя на них я чувствовал бы превосходно.  Спортсмена необходимо постоянно держать в напряжении, как зрителя трилера. Плюс заставить его ориентироваться на более высокой скорости.

Вспоминая себя как спортсмена. Бегу, ошибок не совершаю, но всё равно проигрываю. Оказывается не умею ориентироваться на более высокой скорности. Скорость надо "сломать". "Сломал", перетерпел, поднялся на иной качественный уровень, побежал. А чтобы "Сломать" необходимы дистанции на которых это можно сделать, закрепить полученное и подняться на более высокий уровень развития. Первый раз"Свою скорость" я "сломал" в 1996, затем в 1999, затем в 2002, а затем интерес к организации мероприятий и ко всему, что с ними связано окончательно пересилил. Не жалею!

0

17

вот оно то определение которое я искал, "сломать" скорость.  новый взгляд на давно привычные и как казалось обычные вещи.

0

18

насчет проведения зимних соревнований я предпочтение отдал бы Анизотропной лыжной сетке, и не много разбавил бы Изотропной лыжной сеткой (для нескольких перегонов).

0

19

К вопросу организации соревнований по ориентированию на лыжах.

Изотропная сеть лыжней дорога в изготовлении, но с точки зрения "водителя снегохода" легче в подготовке. Тупые и прямые углы стыковки лыжных ходов, со снегохода слезать реже, скорость прокатки выше. Легко использовать "Правило " повоотов только влево или вправо.

Анизотропная сеть гораздо дешевле в изготовлении, но трудозатратна с точки зрения водителя. Острые углы. Много раз необходимо слезать со снегохода, заправляя заднюю его в поворот. Высокое значение начинает приобретать конструктив снегохода.

У нас в стране и странах бывшего СССР (молодёжь, помните, что означают эти буквы) парк техники для подготовки лыжней на 99 % состоит из Рыбинмеих "Буранов". Конструктив "Бурана"  - одна лыжа, две гусеницы. Очень высокий центр тяжести. Топливный бак впереди. От его заполнения сильно зависит управляемость. Чем меньше топлива и чем тяжелее водитель, тем сложнее уаправлять снегоходом. Он как "Кобра" задирает нос, вместе с управляющей лыжей.

В Центральной и Северной Европе моделей, похожих на "Буран" по конструктиву менее процента. В основном это машины Канадской фирмы "Бомбардье". "Буран", кстати - это лицензионный "Бомбардье" 70-х годов. Основу парка снегохдов у них составляют машины производства США, Канады, Финляндии, Японии. "Ски-Ду", "Арктик-Кет", "Люнкс", "Ямаха". Конструктив этих машин в корне отличается от "Бурана". Две управляемые лыжи впереди и одна гусеница сзади. Низкий центр тяжести. Топливный бак в центре масс. Поэтому от расходы топлива управляемость не зависит. Очень комфортная посадка водителя, с вытянутыми вперёд ногами, в отличие от "Бурана" где сидиш как на табурете.

Конструктив накладывает серьёзный отпечаток на стиль вождения снегохода, а соответственно на то, как будет формироваться сеть лыжных ходов.

0

20

Продолжение.

В Росии выпускают две модели, схожие по конструктиву с зарубежными аналогами. В Рыбинске - "Тайга" и "Икар", в Уфе - "Рысь".
Для краткости далее все машины построенные по схеме две лыжи-одна гусеница буду называть "Рысь". "Рысь", кстати - это лицензионная копия Финского снегохода "Люнкс", что в переводе означает "Рысь".

Управляемость "Бурана" - это управляемость полотёра, и внешне они очень похожи. Вперёд-назад едем, а в вправо-влево упираемся.
Управляемость "Рыси" великолепна. После "Бурана" даже не верится, что так может быть. Руль очень лёгкий. Спина не устаёт. Вставать на одно колено на сиденье, как на "Буране" не надо. Красота!.

А на "Буране - колосальная вибронагруженность. Сидя не поездишь. Для того, чтобы сместить центр тяжести вперед и загрузить управляющую лыжи, постоянно приходится ездить стоя. От этого повышенная нагрузка на коленные суставы и позвоночник водителя. Очень устают мышцы рук и спины.
Раз водителю не комфортно, значит снижается его работоспособность. Ниже средняя скорость прокладки лыжней.

Вспоминая свой опыт эксплуатации снегоходов могу сравнивать. Лыжни готовил и на "Буранае" и на "Рыси".
Не задумываясь выберу "Рысь"

Всё это написал для того, чтобы был понятен выбор той или иной сети лыженей. Очень многое зависит от местных условий, но много и от модели снегохода и квалификации водителя.

Анизотропную сеть чрезвычайно тяжело готовить на "Буранах", а на "Рысе" - милое дело.
Ранее упоминал  Первенство Мира 2003 года в Ленинградской области. Тогда была попытка совместить основную "Анизотропную" сеть с "Изотропной". Техника - "Бураны". Измучались. Постоянно по пояс в снегу, ворочаешь тяжеленный и неуклюжий "Буран". Очень низкая производительность и сильная усталость. Но дистанции очень интересные по такой сети получились очень интересные.

В 2001 году вместе с Рашитом Рахматуллиным (г. Октябрьский) прокладывали "Первый след" при подготовке трасс Первенства России среди юниоров в г. Октябрьский. Рашит на "Буране", я на "Рыси". У каждого сзади за снегоходом борона. Топлива залили поровну. поделили район и за работу. При прочих равных должны были сделать примерно поровну, а на деле плучилось, что на "Рыси" прокладывать и быстрее и проще и дешевле, особенно в участках с густой "сеткой". У Рашита к вечеру пустой бак, он сильно устал и сделал процентов на 30 меньше. А на "Рыси" топлива и на следующий день хватит, и устал я гораздо меньше.

Отсюда вывод - к каждой сети - свой подход и своя технике. Если у вас "Буран" значит вы готовите "Изотропную" сеть, а за подготовку "Анизотропной" лучше не браться.
А если у вас "Рысь" можно прокладывать любую. Но лучше "Анизотропную" - она дешевле.

0

21

В продолжении разговора о водоёмах, полях и пр.
Определённые мнения о присутствии или отсутствии знаков 301 301.1 на картах-схемах высказаны.

Предлагаю затронуть ещё одну подтему - показывать -ли на картах-схемах под знаком лыжни знаки тропинок и троп?

В приведённом фрагменте дорожная сеть не показана. Вопрос - "Показывать или нет?"

0

22

если тропинки прокатаны, то естесственно...с одной строны это будет информацией для спортсмена что там более открыто пространство для передвижения чем просто на прорубленном и очищенном лесу для лыжни, а с другой,это может быть просто перегрузкой информацией, лишней...вывод: все зависит от подготовленности трассы, если прорубки очищеннны плохо, то примущество имеет тропинка.

0

23

BSB написал(а):

Предлагаю затронуть ещё одну подтему - показывать -ли на картах-схемах под знаком лыжни знаки тропинок и троп?

Сергей Борисович, - это была моя загадка №8  :disappointed: Правда в другой форме, но суть та же.
Если вопрос прозвучал, то тогда выскажу свое мнение о обозначении лыжней.
Эти условные знаки нужно убрать и забыть про них навсегда.  :flag:

0

24

Азат Хамзович!. Извини, что побежал впереди "паровоза". Ничего, ты человек умный - ещё придумаешь. А если я тебя перебил, то смеха ради вспомни, как мы с тобой в 1994 г. В Белгородской области купили, но не успели поесть колбасы и Пошехонского сыра. Вспомнил? Шутка.
А если серьёзно, то в этом вопросе про ориентирование на лыжах, как-то всё само цепляется друг за друга. Кстати, что имелось в виду "убрать" с карты и забыть - знаки обозначения лыжней (801, 801.1, 803, 804) или знаки дорожной сети (505, 506, 507, 508, 509)?

0

25

Память, интересная штука. Даже хорошие воспоминания выветриваются.
Вспомнил. От души посмеялся.

К вопросу о знаках – убрать знаки обозначения лыжней (801-806)

0

26

А ведь кому-то вместо нас всё это досталось.

Почему лыжни? А что на карте-схеме вместо них?

0

27

Если вместо знаков лыжных ходов на картах-схемах будет отображена только дорожная сеть, то как лыжня будет показана на поверхности водоёма?

По мнению человека, которого я очень уважаю - Виктора Максимовича Алёшина (г. Москва) - заданное направление в ориентировании на лыжах это вообще довольно беспереспективная и "глупая" затея иностранцев. По его мнению она слишком искуственная, очень сложная в подготовке. В отличие от "Нашей" маркировки.
Поэтому, может быть ты и прав про знаки лыжней.
Но я так категорично, пока, согласиться не могу.

Отредактировано BSB (2009-06-04 17:58:28)

0

28

Да вместо них как раз знаки дорожной сети. Дороги без лыжней зачеркивать пурпурным крестиком.
Так же, знаком дорог и на поверхности водоема, обозначают же «зимники» по водоему на топокартах.
Согласен на видоизмененный вид – подобие дорог для велоориентирования.

Такая карта имеет массу преимуществ, а недостатков нет.

0

29

BSB написал(а):

Предлагаю затронуть ещё одну подтему - показывать -ли на картах-схемах под знаком лыжни знаки тропинок и троп?

Я считаю не стоит показывать под знаком лыжни знаки тропинок.Это просто  лишняя информация. Если зимняя карта, то должны бать только лыжни, если летняя, то тропинки. Вообще скорее больше соглашусь с Азатом - убрать знаки обозначения лыжней.

0

30

Я бы пока не стал заходитьтак далеко и называть карту -схему для ориентирования на лыжаж с тропинками вместо знаков обозначения лыжней картой без недостатков!
Недостатки есть, и недостатки существенные. Чуть позже к вечеру, попробую обосновать мнение.

А кстати, что это про ориентирование на лыжах пишут те, кто давно в соревнованиях по этому самому виду не участвовал. Я например, последний раз вставал на лыжи для участия в соревнованиях по ориентированию на лыжах в заданном направлении в 1994 г. (республиканский уровень) и 1993 (Всероссийский). Насколько я помню и Азат Хамзович, где-то в эти же годы покончил с "Зимой". Надежда Римовна чуть позже.

А где же молодёжь? Зимний сезон не так давно завершился, моторная память у молодых спортсменов не выветрилась. Элина, Рафис, каково ваше мнение?

Азат Хамзович! Может быть круг посетителей не выходит за пределы "Южного рениона" и необходимо "подогреть" интерес к теме со стороны сайта ФСО?

0


Вы здесь » Спортивное ориентирование » Ориентирование » "загадка" №5


создать свой форум бесплатно